Будучи в Камбодже, я промчался по рельсам, построенной еще французами железной дороги на весьма экстравагантном виде транспорта, и это меня действительно впечатлило! Бамбуковый поезд (или Норри, как его называют местные жители) впервые появился в начале 1980-х годов. Изначально Норри были небольшими железнодорожными транспортными средствами, которые железнодорожники использовали для ремонта путей.
В то время, когда страна только что вышла из кровопролитных лет диктатуры красных кхмеров, камбоджийцы изо всех сил пытались восстановить свою мирную жизнь. В эти времена большинство дорог, которые давненько не ремонтировали, было повреждено взрывами мин. В целом в стране было небольшое количество транспортных средств(автобусов, мотоциклов). В этой ситуации Норри был гениальным и практичным решением. С его запуском у населения появилась хотя и элементарная, но важная, транспортная система, способная перевозить грузы и людей с минимальными затратами.
Несмотря на то, что бамбуковая конструкция выглядит не основательной, она очень прочна. Крупный рогатый скот, свиньи , тонны овощей и рис могут доставляться людям на этих незатейливых бамбуковых конструкциях. С помощью норри люди могут достаточно быстро добраться до клиник, а в чрезвычайных ситуациях норри может отвезти людей и грузы даже ночью. В движение норри приводится посредством небольших бензиновых двигателей. Местные жители рассказывают, что в период своего расцвета в 80-е годы на 600 км пути в стране работало более тысячи бамбуковых платформ норри. В настоящее время только около ста норри функционируют в нескольких провинциях, обычно преодолевая более короткие расстояния, чем 30 лет назад, в славные дни этого транспорта. Многие из оставшихся «бамбутрэйнов» обслуживают в основном приезжающих в город Баттамбанг туристов. И, хочу вам сказать, что это-настоящее приключение! Для того, чтобы в какой-то степени ощутить, как же это, побывать пассажиром норри посмотрите мое видео!)
Бамбуковый поезд состоит из двух наборов осей и тяжелых колес, первоначально снятых со старых военных грузовиков и даже сломанных танков. Платформа, на которой сидят люди или размещаются грузы, покрыта плоской бамбуковой рейкой. На ней сверху закреплен двигатель переставленный со старых мотоциклов или лодок. Для соединения с двигателем водитель надевает широкий резиновый ремень на заднюю ось. Для ускорения используется рычаг, который отодвигает ось дальше от двигателя, растягивая резиновый ремень и создавая большее натяжение ускоряя тем самым вращение колес. Замедление происходит посредством обратного движения рычага и уменьшения натяжения. Норри развивает скорость до 50 километров в час и только равномерное расположение веса и гравитация удерживает бамбуковую платформу на рельсах.
Всякий раз, когда встречаются два норри, едущих в противоположных направлениях, действует неписаное правило-норри, с более тяжелым грузом остается на рельсах, в то время как другой должен быть разобран с помощью водителя «легкого» норри и дать дорогу. Этот процесс занимает не более минуты-двух, в зависимости от количества грузов на борту.
Каждый норри индивидуален и неповторим — нет двух идентичных бамбуковых поездов, так как они были сконструированы из разных модулей(двигателей и прочего), как нет и двух одинаковых водителей.
Если вы еще не прокатились с ветерком на бамбуковом поезде — то я советую вам это мероприятие! Вам гарантированны ощущение аутентичной Камбоджи и вкус настоящего приключения! Вы запомните это на всю жизнь и будете советовать совершить это вашим друзьям, также, как и я советую это вам друзья Limerocks!
Хотите поехать в путешествие по Камбодже? Почитайте мою увлекательную, охватывающую разные стороны этой бесподобной страны, программу тут: Камбоджа. Изящество и величие.